• лицензии
  • товарный знак
  • патент

Среди объектов оценки – авторские права, изобретение, патенты, деловая репутация, гудвилл, торговая марка.

Каждая оценка ИС очень индивидуальна. Эксперты подчеркивают, что величина стоимости объекта может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки только в течение 6 месяцев считая с даты оценки. Но часты случаи, когда стоимость за это время меняется в несколько раз.

Цели оценки нематериальных активов:

 

Согласно Налоговому кодексу РФ и иным нормативно-правовым актам, (в области налогообложения и бухгалтерской отчетности) оценка стоимости нематериальных активов и включение их в состав активов предприятия, позволяет:

 

В соответствии с общепринятой классификацией всю интеллектуальную собственность можно разделить на четыре основных раздела:

 

Необходимо разделять такие понятия как «нематериальные активы» и «интеллектуальная собственность». Нематериальные активы – это более широкий класс объектов, включающий в себя, в том числе и интеллектуальную собственность. Нематериальные активы можно определить как совокупность прав на следующие объекты:

То есть, право на интеллектуальную собственность – это, безусловно, нематериальный актив, но в то же время не все нематериальные активы можно классифицировать как интеллектуальную собственность.

В основе стоимости (ценности) объекта интеллектуальной собственности лежит его способность приносить доход своему владельцу. Если объект обладает такой способностью, то он обладает и стоимостью, которую можно оценить.

Доход от объекта ИС генерируется в процессе его коммерческого использования, поэтому из всего многообразия интеллектуальной собственности наиболее часто нам приходится оценивать те объекты, которые достаточно широко представленные в коммерческом обороте. К таким объектам относятся:

 

В данном случае под коммерческим оборотом мы подразумеваем всю совокупность возможных операций как с объектом ИС, так и с отдельными правами в отношении объекта ИС, а именно:

 

В результате оценки стоимость объектов интеллектуальной собственности компании может оказаться равной или превосходить стоимость ее материальных активов. Особенно это относится к товарным знакам, поскольку известный и заслуживший доверие покупателей товарный знак является одним из главных инструментов обеспечения продаж. В практике встречаются случаи, когда стоимость товарного знака превосходила стоимость всех материальных активов предприятия и являлась основным ресурсом компании в ее стратегии. Это особенно справедливо для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющих известными товарными знаками или работающих на рынке наукоемкой продукции.

Оценка объектов интеллектуальной собственности часто сталкивается с трудностями, связанными с определением достаточной информационной базы, на основании которой оценщик производит расчет стоимости.

В зависимости от текущего использования объекта ИС и его потенциала, мы предлагаем три основные стратегии оценки: